0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Участники второй международной конференции Digital TV & Video in Russia — 4K & HDR, организованной издательством «Телеспутник», провели параллели между UHD и премиальностью и обсудили вопросы, какой контент следует снимать в сверхвысоком качестве и может ли премиальность контента заключаться только в качестве картинки.4K не такой, как всеСессия «Премиум контент: что нужно зрителю?» собрала представителей телекомпаний и студий, производящих премиальный контент. Об опыте производства телесериалов в формате 4K рассказала исполнительный директор телеканалов «Анекдот ТВ», «Оружие» и «Феникс плюс кино» Елена Антонович. Первой пробой кинокомпании «Феникс Фильм» (производитель российских сериалов) стали съемки телефильма «Такая, как все» в качестве Ultra HD.Вторым ее 4K-сериалом будет проект под рабочим названием «Сезон дождей». Еще два восьмисерийных телесериала находятся на стадии подготовки. Объясняя причины перехода к контенту сверхвысокой четкости, Елена Антонович напомнила о том, что несколько лет назад крупные федеральные телеканалы мигрировали в формат HD и отныне уже не принимают видеоматериал стандартной четкости. «Именно поэтому мы хотим, чтобы наш контент долго оставался актуальным, был задел на будущее», — добавила она.Однако миграция на Ultra HD не была простой. Для этого в течение нескольких лет проводилась подготовка и модернизация оборудования, был произведен апгрейд камер, закуплены мониторы и софт для цветокоррекции, увеличены вычислительные мощности, закуплено сетевое хранилище. По словам Елены Антонович, все это потребовалось для оптимизации обработки и хранения видеоматериала сверхвысокой четкости, который передается в офис на дисках по 5 Тб. Пришлось перестроить и работу съемочной группы в плане подготовки грима и костюмов — в высоком разрешении видны дефекты кожи или структуры одежды. Требовалось также больше времени на расстановку света, ведь технология Ultra HD улучшает контрастность и глубину цветопередачи. «Мы преодолели все сложности и можем производить в 4K параллельно несколько сериалов», — заявила напоследок Елена Антонович.Тему 4K-производства продолжил генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ» Николай Орлов. Он высказал уверенность в том, что UHD-контент — это будущее отрасли, которое зависит от распространенности соответствующих принимающих устройств. В качестве примера он привел Южную Корею, где располагаются штаб-квартиры основных производителей 4K-телевизоров — LG и Samsung. В этой же стране функционируют операторы KT Corporation и SK Telecom, у каждого из которых свыше 500 тыс. подписчиков на каналы 4K. В России же, по наблюдениям Николая Орлова, операторы все еще экспериментируют и выбирают бизнес-модель: одни включают 4K-каналы в отдельный платный пакет, другие — в базовый, третьи предлагают их а-ля карт. Что касается телекомпании «Первый ТВЧ», сейчас она адаптирует инфраструктуру под 4K. «Купили камеры, снимаем экспериментальный контент в формате сверхвысокой четкости, будет первый проект», — сообщил Николай Орлов.Критерии премиальности контента пояснил автор, ведущий и продюсер телеканала «Охотник и рыболов» Владимир Солопов. По его мнению, к таким критериям относятся идея и актуальность контента, приправленные харизмой ведущего. Важна также картинка и постпродакшн. «Если взять нишевый телеканал с узкой тематикой, он может опираться на авторские проекты. Как автор программ я всегда стараюсь сделать их максимально качественно, насколько это у меня получается, даже вне зависимости от бюджетов», — объяснил свой подход Владимир Солопов. К примеру, для создания ролика «Подледный мир» съемочная группа разработала собственное оборудование, которое позволило снимать рыбу под водой. Уникальность решения заключается в системах, помогающих опускать съемочное оборудование под воду. Другой кейс: для летней съемки был создан корабль с несколькими камерами, управляемый при помощи дистанционного пульта, передающего сигнал по Wi-Fi. В результате оператор, управлявший кораблем с пульта на расстоянии 50—70 метров, мог показать, что происходит в момент, когда рыба клюет. «Такого в мире пока еще никто не делал», — подчеркнул Владимир Солопов. Однако, по его мнению, одной видеосъемки недостаточно — важно объединить ее с харизмой ведущих и насытить картинку дизайнерскими элементами, и тогда контент действительно может стать индивидуальным и информативным. «Премиальный контент — это качество картинки, которую зритель в обычной жизни увидеть не может», — заключил Владимир Солопов.Автор и ведущий программ телеканала «Охотник и рыболов» Валерий Кузенков рассказал о сложностях съемки охоты: работая обыкновенными камерами, приходится следить за жизнью животных в дикой природе. Он уверен, что телезрителю важна красивая картинка и наполняемость контента. В российской глубинке большое количество людей смотрит канал «Охотник и рыболов» потому, что многие живут, что называется, с охоты и рыбалки. Например, в Хабаровском крае, где рыболовный промысел составляет определенный процент местного ВВП, телеканал «Охотник и рыболов» смотрит 14% жителей. По словам Валерия Кузенкова, зрителям нравится элемент обучения: когда они смотрят программу, то хотят знать, как живет тот или иной вид животного, как питается, как на него охотиться. В программах телеканала ведущий также регулярно общается с местным населением, ведь многим интересно, чем живут охотники в том или ином регионе. «Когда мы снимаем, то стараемся жить внутри программы. Нам бы хотелось, чтобы зритель тоже жил вместе с нами», — добавил Валерий Кузенков.В качестве примера востребованного интернет-пользователями контента представители телеканала назвали 15-минутный ролик охоты на дикого кабана, который за год и три месяца набрал на YouTube свыше миллиона просмотров. «Для охотничьей программы это очень много, потому что, как вы понимаете, охота не везде приветствуется», — подчеркнул Валерий Кузенков. Оценивая эффект YouTube для популяризации телеканала, в «Первом ТВЧ» отметили, что диджитал — это дополнительная аудитория. «Не секрет, что телевизор смотрят одни люди, а в компьютере и смартфоне “живут” другие. Мы считаем, что это наша дополнительная аудитория. Таким образом мы увеличиваем охват», — заключил Николай Орлов.Звук отстает от картинкиО трудностях производства контента сверхвысокой четкости рассказал генеральный директор Paramax Films Амос Розенберг (Amos Rozenberg). По его словам, во Франции эта медиакомпания была одним из пионеров 4K, начав работать с данным форматом в 2013 году. Первое, с чем столкнулся Paramax Films, — недостаток дисковой емкости и высокая цена оборудования. В плане хранения один файл качества Ultra HD надо умножать на четыре в сравнении с файлом HD. С другой стороны, это не такая большая проблема, потому что жесткие диски нужной емкости более-менее доступны. То же касается камер для съемки в 4K — они более дорогие. Следующий момент — оптика. В идеале нужно использовать фотообъективы, они тоже недешевые. Качественный объектив лучше передает детализацию картинки.Как рассказал Амос Розенберг, всякий раз, готовя материал в новом формате, надо понимать, какие технические проблемы приходится решать, и оставаться в тесном контакте с производителями телевизионных систем. «Пионеры всегда сталкиваются с большими рисками», — уверен он. При съемке концерта в 4K важно уметь находить самые интересные ракурсы. При стриминге концерта через Интернет необходимо обеспечить как картинку сверхвысокого разрешения, так и широкий динамический диапазон, большую глубину цвета. «Независимо от жанра музыки, съемка в 4K HDR придает продукту дополнительную ценность», — добавил глава компании Paramax Films, которая в том числе специализируется на видеозаписи концертов.Наряду с картинкой очень важно качество звука. С этой целью Paramax Films старается поддерживать тесный контакт с аудиоинженерами. «Многое зависит от качества микрофонов. Многие просто не понимают, что для разных музыкальных инструментов нужны свои типы микрофонов. Это принципиально важная вещь! Разница между стереозвуком и форматом 5.1 такая же, как между черно-белым и цветным телевидением. Однако, что касается качества и детализации звука, индустрия по-прежнему как бы застряла в эпохе черно-белой картинки. Здесь нужны подвижки», — объясняет Амос Розенберг.Президент Saint Thomas Productions Бертран Луайе (Bertrand Loyer) посвятил выступление тому, как 4K помогает экономить средства. «Мы используем данный формат с 2009 года, много инвестировали в него и в новые методы съемки. Контент сверхвысокой четкости не только сохранит нам активы, но и преумножит их, мы даже пойдем на новые рынки», — рассказал президент Saint Thomas Productions.По словам Бертрана Луайе, при съемке в 4K накапливается большой объем данных. На сегодня компания записала 33 ТБ съемочного материала. В качестве накопителя Saint Thomas Productions использует ленточный привод LTO на 4 ТБ, который стоит около €350. Бертран Луайе уверен, что это не такие большие инвестиции. В то же время 4K-камеру можно приобрести не дешевле чем за $20 тыс., включая аксессуары. Комплект линз обойдется в сумму порядка $15 тыс. Как вспоминает глава Saint Thomas Productions, в 2009 году стоимость производства 4K-контента была на 50—60% выше стоимости производства программ в обычном качестве, однако через три года, в 2012-м, они сравнялись.Плюс 4K заключается в том, что за счет сверхвысокого разрешения можно создать эффект зума — просто нужным образом кадрируя картинку. При этом Бертран Луайе убежден, что будущее стандарта сверхвысокой четкости заключается в поддержке им расширенного динамического диапазона (HDR). Однажды французская компания провела тест, в ходе которого демонстрировала зрителям контент разных форматов. Оказалось, что с определенного расстояния до телевизора участники теста не смогли увидеть разницу в четкости между Full HD и Ultra HD, но сразу распознали контент в HDR за счет насыщенных цветов. «Инвестируя сейчас в 4K, вы инвестируете в будущее», — подвел итог своему выступлению Бертран Луайе.Контент плюс вендорГенеральный директор компании Amedia TV Денис Горшков рассказал о важности синергии контента и производителя и посетовал на то, что скачка в качестве, который был между SD и Full HD, в случае с Full HD и 4K HDR не наблюдается. Со временем стало ясно, что развитие и монетизация контента высокой четкости — это более сложная история. Глава Amedia TV уверен, что основная роль в продвижении новых форматов принадлежит вендорам и возможностям контента. Он вспомнил формат Blu-ray, который остался по сути единственным способом физической дистрибуции контента. «Он развивается как раз за счет 4K-Blu-ray-накопителей. Например, в США диски Blu-ray с топовыми фильмами и сериалами стоят по $50—60. Это небольшая ниша, тем не менее она емкая, аудитория по-прежнему покупает этот контент», — отметил Денис Горшков.Гендиректор Amedia TV уверен в том, что производители телевизоров — основные двигатели 4K HDR. В пример он привел Южную Корею, которая является самым емким рынком в использовании и развитии новой технологии, где весь контент снимается в 4K, а эфирные телеканалы начинают регулярно вещать в формате сверхвысокой четкости. Причина здесь в том, что именно изготовители 4K-телевизоров двигают производство соответствующего контента — чтобы было чем насыщать и за счет чего продвигать свое оборудование. Другой пример положительной синергии контента и производителя — японская Sony, которая не только создает телевизоры, но и выпускает контент через свою «дочку» Sony Pictures Entertainment. Сама Amedia TV лишь недавно начала продвигать 4K в России, опять же совместно с вендором. Суть кампании в том, что пользователь приобретает дорогой телевизор, поддерживающий 4K HDR, и бесплатно получает доступ к соответствующему контенту.С точки зрения агрегаторов контента и нелинейных платформ, флагманом продвижения стандарта 4K является сервис Netflix, практически все новые сериалы которого снимаются в формате сверхвысокой четкости. Первым был «Карточный домик»: в 2011 году второй сезон сериала дебютировал в 4K и до сих пор выходит в данном формате. Гендиректор Amedia TV отметил, что если на платформе Netflix контент 4K доступен в любых приложениях и на ТВ любых производителей, то контент Sony Pictures Entertainment можно посмотреть только на телевизорах Sony. Таким образом компания стимулирует продажи собственных телевизоров.Однако важен в первую очередь сам контент, а не разрешение, в котором он снят. «Что бы было, если бы “Игра престолов” вышла в 4K? Безусловно, это помогло бы нам, в первую очередь в промо-кампаниях с производителями телевизоров. Монетизировалось бы это дополнительно? Я не уверен. Все-таки сам контент первичен», — пояснил Денис Горшков. Он уверен, что «Игра престолов» — самодостаточный премиальный продукт. Если к качественному контенту добавляется поддержка 4K HDR, его проще продвигать, но не более того.В качестве еще одного примера гендиректор Amedia TV привел Amazon и Netflix, 4K-контент которых входит в основную подписку и его наличие ничего не добавляет к стоимости пакета. Недавно компания Apple анонсировала обновленную ТВ-приставку с поддержкой 4K HDR и пообещала не взимать за фильмы в сверхвысокой четкости дополнительную плату. «С одной стороны, это хитрый маркетинговый ход, с другой — он развернет рынок к тому, что контент в HD и 4K будет стоить одинаково. То же самое в свое время было с SD и HD, когда разница в качестве ничего не стоила, а пользователь выбирал формат в зависимости от имеющегося у него устройства», — подытожил Денис Горшков.
Дистрибьютор ТВ-контента «Тэма Рус» во второй раз провел Thema Day («День Thema»). В этот раз он был посвящен контенту в 4К формате. В рамках этой праздничной неформальной встречи партнеров гости познакомились с новыми проектами Thema в России. Ведущим вечера был Филипп Красильников, менеджер по дистрибуции в России и странах СНГ «Тэма Рус».По традиции встречу открыл Арно Верлак (Arnaud Verlhak), вице-президент по дистрибуции компании Thema. Он подчеркнул растущий интерес отрасли как к линейным телеканалам в стандарте 4K, так и профессиональному контенту для нелинейных видеосервисов.Наталья Кабикова, управляющий директор «Тэма Рус», напомнила собравшимся о том, как в 2009 году компания вышла на рынок с предложением HD-каналов, нового для того времени формата. «Сейчас мы верим, что пришло время контента в 4К», — сказала она.Ключевым событием программы вечера стала презентация новых для российского рынка телеканалов в стандарте 4K от мирового медиахолдинга Blue Ant Media. Курирует бизнес компании в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Къяра Макки (Chiara McKee), вице-президент Blue Ant Media (EMEA Global Networks & Kids).Она представила гостям Thema Day 4K канал о диких животных и природе Love Nature 4K, а также интерактивный канал и приложение для детей ZooМoo. Подробности в нашем специальном обзоре новых телепроектов в портфолио «Тэма Рус», ставших доступными подписчикам в России и странах ближнего зарубежья.Нела Павлускова (Nela Pavlouskova), управляющий директор MyZen TV, рассказала о новых проектах женского телеканала. Ангелина Смолина, специалист по маркетингу и PR «Тэма Рус», представила новые программы и фильмы об искусстве канала Museum и его S/VOD каталога.Елена Ефимова, менеджер по дистрибуции «Тэма Рус» подробно рассказала о предложениях музыкальной медиакомпаниии Stingray, а также ее новых телеканалах и сервисах. Только что вышел на международный рынок канал Stingray Hits 4K. Это клипы популярных артистов, в режиме нон-стоп. А телеканал Stingray Ambiance 4K, с умиротворяющими видами природы и спокойной музыкой, отражает концепцию «медленного телевидения».Значительное внимание Елена уделила мобильному приложению Stingray Qello. Сервис Qello был приобретен компанией Stingray в этом году. Это мировой потоковый OTT-сервис для трансляции по запросу полнометражных концертов и музыкальных документальных фильмов.В крупнейшем каталоге концертов и отмеченных наградами документальных фильмов, хранится музыкальный контент с 1920-х годов до наших дней. Есть трансляции концертов и в прямом эфире, уже появилось их расписание на 2019 год.Наталья Кабикова, управляющий директор «Тэма Рус», дала комментарии о новом векторе развития дистрибуции в России.МС: Каковы, на ваш взгляд, тренды российского рынка? Меняется архитектура кабельных сетей, операторы включают в свои предложения OTT-сервисы. У вас, я так понимаю, есть и для них особое предложение?Наталья Кабикова: Мы хотим помогать операторам в развитии их сервисов и не стремимся сами выходить на b2c рынок с нашими VOD продуктами. Пока во всяком случае. Наша компания предлагает различные библиотеки контента в 4К.Мы видим, что развитие линейных каналов продолжается. Но также видим и движение в сторону роста потребления нелинейного контента.Стараемся идти в ногу со временем. В нашем портфолио есть различные варианты контента и сервисов, которые сопровождают линейные каналы.Как, например, Stingray Music. Это музыкальный сервис, который доступен на различных мобильных устройствах и может быть дублирован на аудиоканалах.МС: Конкурировать контентом становится все сложнее. Но ниша 4K пока еще далеко не насыщена. Шанс вырваться вперед дает контент в стандарте UHD и различные нелинейные сервисы. Судя по презентациям Thema Day 4K, ваша компания активно осваивает оба направления?Наталья Кабикова: Арно Верлак сегодня сказал, что мы считаем контент «королем». У нас недавно прошел семинар, где мы рассмотрели, что именно в разных странах сейчас пользуется спросом, с какими каналами и производителями контента нам необходимо сотрудничать. И мы определили, что в приоритете 4К-контент, во всяком случае, в РФ.И, конечно, мы стремимся представлять контент в каком-нибудь динамичном и захватывающем жанре. А поскольку Thema уже сотрудничала с Blue Ant Media на других рынках, им сделали предложение выйти на рынок России, и они с удовольствием приняли его. Мы считаем, что они как раз объединили технологическую составляющую и интересный контент.