0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.
Последняя версия HDMI поддерживает разрешения 4K (при 120 кадрах/с), 8K (при 60 кадрах/с) и 10K, высокий динамический диапазон, а также пропускную способность до 48 Гбит/с. Соответствующий кабель, как отмечается в сообщении HDMI Forum, обеспечивает доставку несжатого видео 8K HDR, имеет низкий показатель электромагнитных помех.В числе других новшеств HDMI 2.1: переменная частота обновления видеокадров, Quick Media Switching (исключает задержку при передаче видео), Quick Frame Transport (в реальном времени уменьшает латентность картинки в видеоиграх и виртуальной реальности), Auto Low Latency Mode (средство автоматической настройки задержки при отображении кадров).Требования на соответствие стандарту HDMI 2.1 будут публиковаться поэтапно в течение первых трех кварталов 2018 года, а продукты с поддержкой нового версии интерфейса появятся в 2019 году, сообщает HDMI Forum.
Долгое время OLED-панели – с учётом присущих им преимуществ в сфере передачи цветовой гаммы, скорости переключения и малого потребления энергии – считались стандартом в области плоских экранов. Однако до сих пор мы не стали свидетелями начала их массового производства по приемлемым для большей части потребителей ценам.Тем не менее WitsView утверждает, что технология OLED TV сохранит своё безусловное лидерство на рынке телевизоров высокого класса и в 2018 году, поскольку производством OLED TV занимается всё большее количество компаний. Агентво прогнозирует, что в следующем году объёмы поставок таких телевизоров достигнут новой рекордной отметки в 2.5 миллиона единиц, что составит существенный рост в сравнении с 1.5 миллиона единиц, проданных в 2017 году. Аналитики также указали на то, что неплохая рекламная компания, проведенная такими мощными брендами как Sony, способствовала достижению показателей продаж OLED TV в 2017 году, которые превысили все ожидания. Несмотря на все проблемы со сроками эксплуатации панелей, присущие OLED, включая потерю цвета органическими материалами и их выгорание, ведущие бренды, производящие телевизоры, по-прежнему проявляют заинтересованность в проведении исследований и развитии технологий OLED, поскольку такие панели могут стать со временем ещё тоньше, сохраняют потенциал для оптимизации насыщенности и контрастности цветов. В то же время, развитие технологии производства ЖК-дисплеев уже практически достигло своего предела.В то же время, как отмечает аналитическое издание, крупнейшие производители QLED TV – такие, как Samsung, TCL и Hisense – столкнулись с некоторыми трудностями при продвижении QLED технологии, вызванными её высокой себестоимостью. Как указывают в WitsView, несмотря на то, что производители QLED TV подчёркивают такие особенности данной технологии, как лучшая насыщенность цветов и отсутствие проблем при длительной эксплуатации, самоизлучающие дисплеи на квантовой точке (QD) всё ещё не дотягивают до стандартов коммерческого рынка в силу того, что их светоотдачу сложно обеспечивать на протяжении долгого времени по причине низкой внешней квантовой эффективности. Кроме того, в WitsView уверены в том, что цена также является большой проблемой QLED TV, указывая на то, что для 4K-телевизора с диагональю в 55 дюймов разница в цене между OLED TV и QLED TV моделями составляет всего около 100 долларов.Подводя итоги, в аналитической фирме прогнозируют, что, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе приверженцы QLED технологии по-прежнему будут пользоваться продуктами с QD-подсветкой, пытаясь конкурировать с соперниками. А в следующем поколении QLED TV, возможно, будут использованы стеклянные светонаправляющие пластины, дающие возможность производить более тонкие телевизоры. Тем не менее в WitsView прогнозируют, что новые технологии производства дисплеев, на которые возлагают свои надежды приверженцы QLED, не станут основой для массового производства, по меньшей мере, до 2020 года. Впрочем, в издании добавляют, что максимальное разрешение OLED дисплеев из-за технических ограничений может быть не выше 4K/Ultra HD. В то же время, экраны с подсветкой на основе квантовой точки не имеют никаких ограничений, связанных с разрешением. Таким образом, подводят итог эксперты издания, формат 8KTV может стать отличной возможностью для брендов, продвигающих QLED TV технологии, поскольку именно этот формат позволит им сохранить конкурентные преимущества на рынке телевизоров высокого класса.
Во время презентации Sharp на IFA Global Press Conference 2018, озаглавленной «SHARP is BACK: европейский запуск первого 8K-TV», Саша Ланге, руководитель отдела маркетинга и продаж в регионе EMEA, объявил о начале продаж первого телевизора 8K, которые имеют в четыре раза лучшее разрешение, чем современные телевизоры 4K, и разрешение в 16 раз чётче, чем у телевизоров Full HD.Модель называется LV-70X500E и она неоднократно была представлена на различных выставках бытовой электроники, но до сих пор её в европейском регионе было невозможно купить. Сейчас ситуация меняется. Японский производитель будет предлагать к продаже 8K-телевизоры по цене 11 900 евро (около 850 тыс. руб). LV-70X500E уже продается в Китае (октябрь 2017 года), Японии (с декабря 2017 года) и Тайване (с февраля 2018 года).LV-70X500E имеет диагональ 70 дюймов и разрешение 8K (7680×4320 пикселей) с высокой контрастностью и цветопередачей. Кроме того, LV-70X500E поддерживает технологии HDR/HLG.Саша Ланге также сообщил интересную информацию о продаже телевизоров в Европе. В 2017 году продажи телевизоров с диагональю 70 дюймов и более увеличились на 35 процентов. Продажи также растут по диагоналям от 55 дюймов и выше, в то время как меньшие по размеру экрана телевизоры покупателей больше не интересуют.
Равнение на телевизор! Ситуации, когда технологические платформы вещания не соответствовали текущему уровню развития телевизоров, уже встречались в истории телевидения. Вспомним хотя бы конец 80-х — начало 90-х годов прошлого века, когда в мире стартовали проекты спутникового телевидения высокой четкости (ТВЧ) или, как говорят сегодня, HDTV-вещания. В Европе это были D2-MAC и HD-MAC, в Японии — система MUSE.Так как во всех этих системах передавались телевизионные программы с форматом изображения 16:9, производители телевизоров в своих топовых моделях с размером экрана 28—32 дюйма начали массово переходить на широкий формат экрана. Соответственно, производители цветных кинескопов также закупили новое оборудование и перенастроили производственные линии под формат 16:9.А дальше произошло непредвиденное: так как не удалось организовать массовое производство кинескопных HDTV-телевизоров, спутниковое вещание высокой четкости первого поколения в начале 90-х практически прекратилось. В результате перед производителями телевизоров встал вопрос: что теперь делать с широкими телевизорами, на которых стандартное для тех лет телевизионное изображение 4:3 воспроизводилось с черными полосами слева и справа? До второго пришествия HDTV, которое стало почти стандартом в наши дни, было еще очень далеко. Однако стараниями Sony, Philips, Grundig и Thomson эта проблема была решена в рекордно короткие сроки путем создания совместимой системы широкоэкранного телевидения PALplus в начале 90-х годов.Техническое решение было удивительно простым и элегантным: вместо изображения формата 4:3 по эфиру передавалось широкоэкранное 16:9 в аналоговой системе PAL. Оно воспроизводилось без искажений на широкоэкранных телевизорах, но зато на квадратных кинескопах c экраном 4:3 при его воспроизведении были видны черные полосы сверху и снизу по 72 строки. Как говорится, клюв вытащили, а хвост увяз. Возникает резонный вопрос: а для чего нужно было вообще менять шило на мыло и от вертикальных черных полос в телевизорах 16:9 в «старом» PAL переходить к черным горизонтальным полосам в моделях 4:3 при передаче «широкого» PAL? А для того, чтобы открыть дорогу на рынок телевизорам с широким экраном, так как при воспроизведении изображения 16:9 их преимущества перед старыми моделями 4:3 становились очевидными и побуждали зрителей менять телевизоры. Таким образом телевизоры 4:3 постепенно вытеснялись из домохозяйств, и по истечении какого-то времени должен был произойти полный апгрейд парка абонентских устройств. Забегая вперед, отметим, что в конце концов так оно и произошло, так как сегодня модели с квадратным экраном встречаются все реже и реже.Хотя на широкоэкранных моделях картинка при растягивании на всю высоту экрана воспроизводилась без искажений геометрии, она имела пониженную четкость. Чтобы восстановить исходное для PAL информационное разложение кадра до 576 строк, в составе телевизионного сигнала черных строк передавали дополнительный сигнал (как сказали бы сейчас, метаданные), helper, c информацией о потерянной в черных строках четкости. Обычные телевизоры этот сигнал не видели, а модели со специальным встроенным декодером выделяли helper и с его помощью синтезировали полноценное широкоэкранное изображение 16:9 с полной вертикальной четкостью 575 строк. Система передачи в системе PAL широкоэкранного сигнала с метаданными helper получила названия PALplus и позволяла получить на широкоэкранных телевизорах с декодером этой системы цветное изображение полной четкости. Вот такое четкое изображение в формате 16:9 можно было видеть на экранах телевизоров PALplus Как видим, на уровне развития телевизионной техники начала 90-х годов проблему улучшения картинки на новых телевизорах при обеспечении совместимости со старыми телевизорами удалось решить при помощи совместимой системы PALplus. Вещание в этой системе организовали ведущие европейские телевизионные компании, а крупные производители телевизоров начали серийный выпуск телевизоров PALplus. Правда, эта идиллия продлилась недолго — с началом цифрового телевизионного вещания DVB-T в Европе в 1996 году короткая история взлета и падения системы PALplus быстро завершилась. По рецептам PALplusСегодня мы наблюдаем нечто подобное: современные модели LED (и особенно OLED) 4К-телевизоров способны обеспечить рекордную яркость изображения экрана, так как их видеомодули и схемы управления имеют 10-битовое управление яркостью экрана.Это стало возможным благодаря прогрессу LCD-видеоматриц и, в частности, появлению технологии IPS, благодаря которым время переключения ячеек экрана резко сократилось. Соответственно, для управления быстрыми матрицами потребовались и более шустрые схемы драйверов с переходом от 8-битового к 10-битовому управлению переключением ячеек. Ну а матрицы OLED по определению имеют время переключения на порядки меньшее, поэтому в них изначально использовались 10- и даже 12-битовые схемы управления.Большинство же каналов передачи кабельного и спутникового телевидения и IPTV до недавнего времени обеспечивали трансляцию и последующее воспроизведение телевизионных сигналов SDTV и HDTV только с разрядностью 8 бит. В то же время использование эффективной светодиодной подсветки LED-телевизоров, а также появление OLED-телевизоров позволило легко добиваться яркости свечения экрана в 350—450 кд/м². Однако при отображении 8-битовых программ на этих телевизорах не обеспечивается эффективное использование их более широкого динамического диапазона яркости.Поэтому спустя 20 лет после разработки PALplus вновь сложилась революционная ситуация, когда для полноценной реализации возможностей новых телевизоров потребовалось обеспечить их улучшенным телевизионным сигналом. Даже переход к телевидению UHDTV (4K) первоначально предусматривал только увеличение количества элементов изображения на экране, но количество отображаемых градаций яркости видеосигнала составляло 256, то есть все те же 8 бит.Компания Dolby Labs еще в 2012 году предложила на редкость элегантное решение этой задачи: увеличить динамический диапазон воспроизводимого современными телевизорами (а также смартфонами, планшетами и т. д.) изображения до 12 бит при помощи разработанной ее инженерами системы HDR Dolby Vision. Дебютная идея системы во многом похожа на принципы, использованные в свое время в PALplus: для улучшения изображения на приемной стороне наряду с обычным совместимым телевизионным сигналом передаются дополнительные данные (метаданные), которые и позволяют синтезировать его улучшенный вариант.Применительно к Dolby Vision эта идея выглядит следующим образом. В состав цифрового телевизионного сигнала, описывающего обычную картинку с диапазоном яркости 8 бит, добавляются специальные дополнительные сигналы — метаданные, которые позволяют увеличить яркость элементов экрана с 8 до 12 бит на пискель. Это позволяет обеспечить совместимость с моделями, не имеющими декодера Dolby Vision, которые воспроизводят только обычное 8-битовое изображение стандартной яркости. Зато телевизоры со встроенным декодером Dolby Vision при помощи метаданных могут восстановить исходную 10-битовую или даже 12-битовую картинку (эту опцию сегодня применяют главным образом в электронных кинотеатрах, а для бытового применения чаще используют 10 бит). Попутно увеличение разрешения до 10 бит для каждого из цветов RGB позволило получить «побочный эффект» в виде очень существенного расширения диапазона воспроизводимых цветовых оттенков изображения WCG (рекомендация ITU-R BT-2020). Поэтому яркая и сочная картинка HDR получается не только за счет яркости и контрастности изображения, но и за счет более широкого воспроизводимого цветового пространства.Точно такой же принцип положен в основу большинства телевизионных систем с расширенным динамическим диапазоном HDR: наряду с обычным сигналом с динамическим диапазоном яркости 8 бит на пиксель передаются дополнительные метаданные, позволяющие с помощью декодера HDR увеличить его до 10 (HDR10, HDR 10+) или даже 12 бит (Dolby Vision). Исключение составляет система HLG, которая для расширения динамического диапазона яркости использует нелинейную гамма-коррекцию.Принципиальным отличием систем HDR, помимо разрядности диапазона сигнала яркости 10 или 12 бит, является тип используемых метаданных, которые могут быть статическими или динамическими.Статические метаданные описывают интегральные перепады яркости большого количества кадров, в то время как динамические могут изменяться вплоть до каждого отдельного кадра. Поэтому они точнее и реалистичнее «рисуют» картину с мгновенными перепадами яркости (HDR 10+ и Dolby Vision), но зато требуют более мощных процессоров декодера и сложнее в реализации. Основные форматы HDR и поддерживающие их бренды HDR-системы, в частности Dolby и HDR 10, поддерживают функцию перцептивного квантования. Как видно из рисунка, стандартный 8-битовый динамический диапазон сигнала яркости в зависимости от передаваемых метаданных может смещаться в сторону большей (яркие сцены) или меньшей (темные сцены) яркости экрана. В результате применения плавающей шкалы 8-битового окна яркости, при использовании стандартного канала передачи видеосигнала и метаданных, диапазон яркости воспроизводимых на экране телевизора с декодером HDR-изображений увеличивается до 10 и даже 12 бит. Его сиятельство HDRВ настоящее время большинство статей и рекламных материалов полны восторженных отзывов об изображении HDR, которое, согласно многочисленным тестам, зрители однозначно предпочитают обычной картинке. Еще бы, ведь даже яркость вспышки электросварки в популярной демонстрационной видеопрограмме HDR слепит совсем как в жизни. Так, что невольно хочется закрыть глаза. Что может быть лучшим доказательством эффективности новой технологии?Здесь самое время вспомнить, что у любой медали всегда есть две стороны. Применительно к HDR второй стороной является побочный эффект повышенной нагрузки на зрение, который может сопровождать просмотр программ с широким диапазоном яркости. Вспомните, что даже телепрограммы с обычным яркостным диапазоном, верхняя граница которого редко превышает 150—180 кд/м², не рекомендуется смотреть более двух-трех часов в день. А теперь представьте, насколько возрастает нагрузка на глаза, когда темная сцена почти мгновенно сменяется ярким планом, на котором пиковая яркость в хорошем HDR-телевизоре может достигать 350—450 кд/м². По образному выражению, которое встретилось мне в Интернете, это почти то же самое, что посветить в глаз лазерной указкой. При этом если в реальной жизни такие перепады яркости случаются довольно редко (та же электросварка) и глаз вполне успевает адаптироваться к изменению освещения, то в кино сплошь и рядом после ночной сцены в следующем кадре мы видим уже сцену с ярким солнечным светом. А так как фильмы в системах домашнего кинотеатра смотрят, как правило, в затемненном помещении, сверхвысокая яркость HDR-телевизоров может создать зрителям определенные проблемы. Недаром же говорят, что недостатки зачастую являются продолжением достоинств.Для того чтобы оценить размер бедствия, приведем классификацию HDR-дисплеев в зависимости от их пиковой яркости, которая изложена в принятой международной ассоциацией VESA в декабре 2017 года спецификации DisplayHDR CTS v1.0.Спецификация предусматривает три вида HDR-дисплеев: DisplayHDR 400, DisplayHDR 600 и DisplayHDR 1000. В общем случае все три значения подразумевают максимально достижимую яркость экрана в кд/м². Таким образом, даже самый простой и бюджетный HDR-дисплей или телевизор может выдавать на экране яркость до 400 кд/м².Эти замечания многим могут показаться надуманными, а сама проблема утомления глаз при длительном просмотре программ с расширенным яркостным диапазоном — несущественной и не заслуживающей внимания. Возможно, это и так, но не стоит забывать, что одной из причин безвременной и бесславной кончины 3D-телевизоров стало именно утомление зрителей от просмотра стереовидеопрограмм.Впрочем, в Интернете эта тема уже активно обсуждается, и авторы ряда публикаций и статей дают простые и, на первый взгляд, весьма убедительные советы, как уберечь глаза от утомления. Наиболее очевидный совет — так настроить HDR-телевизор, чтобы он даже на пиках яркости не слепил глаза. Совет хороший, но он практически сводит на нет все преимущества новой технологии. Мне лично куда больше нравится предложение организовать достаточно интенсивную фоновую подсветку позади экрана телевизора. Она, с одной стороны, не отвлекает от просмотра программ и не засвечивает экран телевизора на темных сценах изображения. В то же время яркость подсветки должна быть достаточной, чтобы вывести глаз на «рабочий участок» его чувствительности, исключающей «засветку» при резкой смене яркости.Таким образом, несмотря на то, что тема HDR сегодня очень популярна среди журналистов, пишущих о телевидении, и казалось бы, здесь трудно сказать что-то новое, на наш взгляд, имеется еще немало аспектов этой технологии, требующих дополнительного изучения.
Развитие стандарта UHDTVВ 2014 году Европейский вещательный союз (EBU) выпустил предписания по развитию UHDTV на ближайшие 10 лет. В них выделены три этапа совершенствования параметров телевидения сверхвысокой четкости.Первый этап (UHD-1 Phase 1) планировался к реализации в 2014-2015 годах. Он предусматривал внедрение UHDTV с частотой смены кадров до 60 fps и глубиной цвета 8 и 10 бит.Второй, текущий этап (UHD-1 Phase 2) стартовал в 2016-м и завершится в 2019 году. В UHD-1 Phase 2 появилась поддержка технологий HDR (High Dynamic Range, расширенный диапазон яркости и цветности), глубина цвета 10 или 12 бит, а также HFR (High Frame Rate, частота смены кадров до 120 fps).Заключительный этап (UHD-2) стартует в 2020 году и добавит поддержку разрешения 8K и 10-, 12- или 14-битного цвета.Форматы HDRИз существующих реализаций HDR наибольшее распространение получили HDR10, не требующий лицензионных отчислений, и Dolby Vision. Эти технологии поддерживают Netflix и другие сервисы, доступные через Apple TV.Относительно недавно появился еще один стандарт, HDR10+, дополняющий HDR10 динамическими метаданными, что по функционалу ставит его в один ряд с Dolby Vision. В Amazon уже объявили о поддержке HDR10+ для своего контента. Растет популярность бесплатного формата HLG — он поддерживается видеокодеком VP9, который продвигает YouTube. Завершает список используемых стандартов формат Technicolor HDR. Эти форматы определяют, каким образом кодируются данные в видеопотоке.Если декодирование видео осуществляется на приставке, то и поддерживаемые форматы HDR определяются ее характеристиками, а декодированный сигнал подается на экран телевизора через HDMI.Интерфейс HDMI поддерживает передачу EDID (Extended Display Identification Data) — набора базовых данных о телевизоре и его параметрах, в том числе разрешении экрана, а также цветовых и яркостных характеристиках. Это позволяет приставке оптимизировать сигнал для конкретного дисплея. Кроме того, ТВ-приставка способна транскодировать HDR-контент для корректного отображения на SDR-телевизоре.Обзор современных видеокодековСуществует три вида кодеков, которые поддерживают стандарт UHD и используются в современных ТВ-приставках: H.264, H.265/HEVC и VP9.Когда необходимость кодирования видео в UHD только появилась, самым популярным кодеком был H.264 (MPEG-4 Part 10). Поддержку UHD оперативно обеспечили, за счет добавления нового уровня L5. При этом алгоритмы сжатия не улучшались. По этой причине кодек H.264 сжимает UHD-контент наименее эффективно.UHD-приставки первого поколения, как правило, имели интерфейс HDMI 1.4 и поддерживали кодек H.264 L5 с частотой до 30 кадров в секунду. В дальнейшем, с появлением HEVC и VP9, некоторые производители UHD-чипсетов отказались от H.264 L5, оставив данный кодек только для воспроизведения HD-видео.Параллельно велись работы над H.265/HEVC, где используются улучшенные алгоритмы сжатия, соответствующие вычислительным возможностям современных чипсетов. Видеофайл, сжатый с помощью HEVC, может быть в несколько раз меньше файла, сжатого кодеком H.264, при условии, что визуально изображение в обоих случаях будет идентичным. Главный недостаток HEVC заключается в необходимости выплачивать лицензионные отчисления за его использование. К зиме 2017 года было известно уже о четырех организациях, требующих оплачивать лицензионные отчисления как с приставок, так и с кодируемого контента. По словам представителей этих организаций, они представляют интересы владельцев соответствующих патентов.Еще один кодек — VP9 — разрабатывался Google в качестве альтернативы HEVC. Сейчас он используется для воспроизведения UHD-видео на YouTube. Google отказался от лицензионных отчислений за свои патенты, поэтому пока кодек считается бесплатным. На сегодняшний день ничего неизвестно об иных держателях патентов, которые могли бы требовать плату за устройства с поддержкой VP9 или за кодируемый контент. Тем не менее нет никаких гарантий, что та или иная часть алгоритма кодека не подпадет под действие какого-либо патента. Владелец патента может просто ждать роста популярности и распространения формата.Поэтому сейчас ведется работа над четвертым кодеком — AV1. Его разрабатывает консорциум Alliance for Open Media (AOM). Первые образцы чипсетов для декодеров с поддержкой AV1 начнут появляться в 2018 году, а первые устройства, по всей видимости, уже в 2019 году.А пока что чипсет для приставки 4К должен декодировать HEVC M10P@L5.1 и VP9 Profile 2.Средства защиты контентаОчевидно, что UHD-приставки предназначены для просмотра премиального контента, поэтому правообладатели заинтересованы в максимальной защите от несанкционированного использования и дублирования.Можно выделить три уровня защиты контента, которые реализуются в телевизионных приставках и телевизорах.Первый уровень — защита на пути от видеосервера до приставки. Здесь используются средства CAS (Conditional Access System) и DRM (Digital Rights Management). Их задача — шифровать данные и определять, кто имеет право дешифровать данный контент.Второй уровень включает в себя защиту контента после декодирования видео приставкой и во время его передачи на устройство отображения (телевизор).В современных приставках можно встретить несколько интерфейсов для вывода видео: аналоговые композитный и компонентный, цифровой HDMI 1.x или 2.x. Компонентный и композитный видеовыход не поддерживают UHD-видео, присутствуют, как правило, для совместимости со старыми телевизорами.HDMI 1.4 поддерживает видео до 4К/30 кадров в секунду, этого недостаточно для комфортного просмотра UHD-контента, поэтому данная версия интерфейса используется в недорогих HD-приставках.HDMI 2.x разработан для отображения UHD-видео. Версия HDMI 2.1, которая появилась в 2017 году, поддерживает до 10K/120 кадров в секунду.Данные, передаваемые по интерфейсу HDMI, защищаются от неавторизованного доступа с помощью технологии HDCP, которая позволяет аутентифицировать устройства, шифровать данные и отказывать в доступе скомпроментированным устройствам.Таким образом, качественная 4К-приставка должна быть оснащена интерфейсом не ниже HDMI 2.0 с поддержкой последней версии защиты контента HDCP 2.2. Интерфейс HDMI 2.0 обратно совместим с HDMI 1.4, но дополнительно позволяет передавать полноценное 4K-видео.Третий уровень — это защита контента уже после того, как он был передан по HDMI и дешифрован принимающим устройством. На этом уровне используется технология водяных знаков (watermarking). Водяные знаки позволяют незаметно проставить в видео уникальную отметку. В случае нарушения прав по отметке можно быстро выявить нарушителя и закрыть ему доступ к контенту. Например, если во время трансляции футбольного матча в Интернете будет обнаружен сайт, ведущий незаконное вещание, по водяным знакам можно определить, с какой приставки получен доступ к контенту, и отозвать у нее ключи на дешифрование. Вся операция займет буквально несколько минут.Существует два метода наложения водяных знаков. В первом случае каждый пользователь получает уникальный поток с сервера. Плюсы — не требуется специальная поддержка на устройстве. Минус — метод не подходит для мультикаста.Во втором случае все приставки получают одинаковый поток, а водяные знаки накладываются во время декодирования видео. Такой метод подходит для любых потоков — мультикаст, юникаст, HLS, DASH, но требует аппаратной реализации в чипсете, и в первую очередь, наличия в нем так называемого TEE (Trusted Execution Environment). Trusted Execution Environment по сути представляет собой обособленный внутренний микропроцессор, который выполняет программу отдельно от основного процессора и взаимодействует с ним только через ограниченный набор защищенных интерфейсов. Таким образом предотвращается свободный доступ к обрабатываемым данным. В ТЕЕ вынесена вся обработка незащищенного видео, в том числе и наложение водяных знаков. Кроме того, перед отправкой видео из TEE на HDMI интерфейс защищается HDCP-кодом.Многоканальный звукПремиальный контент — это не только видео, но и многоканальный звук. Наибольшее распространение здесь получил кодек Dolby Digital Plus. Сейчас компания Dolby работает над следующим поколением кодека — Dolby AC4. Существуют также многоканальные кодеки AAC и DTS, но в цифровом телевидении они применяются редко.Чипсеты приставок должны поддерживать декодирование актуальных форматов, часть которых реализуется в TEE, а при передаче декодированный звук также защищен HDCP. Единственная разница с обработкой видео в том, что звук не защищается водяными знаками.
Технологии, с которыми работает UHDF, включают в себя высокий динамический диапазон (HDR), широкую цветовую гамму (WCG), высокую частоту кадров (HFR), аудиостандарты следующего поколения (NGA) и кодирование, зависящее от контента (CAE).Как сообщает Digital TV News, ключевым отличием пятой версии от четвертой является описания четырех вариантов развертывания сервисов UHD/HDR для телевизионных трансляций в полевых условиях, включая крупные спортивные турниры, парады и т.д.Кроме того, пятая версия рекомендаций описывает синергию между технологиями Phase A и Phase B (последняя является независимой, но постепенно дополняется технологиями Phase A).Передача метаданных HDR через интерфейсы SDI описывается новыми стандартами, поддерживающими процессы Phase A, включая стандарт SMPTE ST 2108-1.В рекомендациях разъясняются различия между технологиями расширения динамического диапазона HDR10 и PQ10 для обеспечения согласования с другими новыми спецификациями SDO, такими как SCTE.Digital TV News напоминает, что в начале 2016 года были опубликованы первые рекомендации UHDF Phase А, включающие сквозные рабочие процессы для UHD-сервисов, разрешения 1080p (с HDR) и 2160p, HDR/WCG (PQ10, HLG10 и HDR10) и многоканальный иммерсивный звук.В рекомендациях Phase B, впервые опубликованных весной 2018 года, представлены такие нововведения, как двухслойные технологии HDR, динамические системы метаданных HDR (Dolby Vision и SL-HDR1), повышенная частота кадров (100/120 FPS), звук следующего поколения (Dolby AC-4 и MPEG-H Audio) и кодирование, зависящее от контента. В рекомендациях Phase B показано, как эти технологии быть реализованы при сохранении обратной совместимости с Phase A, что делает их привлекательными для операторов.
налитики ожидают, что в 2019 году будет поставлено 226 млн телевизоров, из них более половины будут UHD, большинство из которых - 4К. Тем не менее, к концу 2018 года крупные технологические бренды будут запускать продажи 8К-телевизоров."Рост на телевизионном рынке, как правило, является результатом более привлекательных цен. Более того, 4К-телевизоры становятся рядовым продуктом для покупателей. Несмотря на это, рост за счет снижения цен оказывает негативное влияние на прибыль, поэтому бренды стараются развивать более продвинутые модели", - комментирует исполнительный директор по исследованиям и анализу IHS Markit Пол Ганьон (Paul Gagnon).Такие технологии, как 8К, OLED и QD приносят существенные доходы. Их приносят и 4К-телевизоры с разрешением 1080р.Исследователи прогнозируют, что рынок 8К ТВ вырастет до 400 000 единиц в 2019 году. Сообщается, что к 2020 году он достигнет 2 млн штук. Более половины объема будет приходится на 65-дюймовые телевизоры.Количество OLED телевизоров вырастет более чем на 40% в 2019, увеличившись до 3,6 млн штук. Сейчас в приоритете - 55-дюймовые телевизоры, но в 2020 году преимущество перейдет к технике с 65-дюймовым экранам. Согласно отчету, рост в этой категории ожидается только тогда, когда производственные мощности будут соответствовать большому размеру экрана.Ожидается, что в 2019 году поставки ЖК-телевизоров превысят 4 млн. Это будет зависеть от внедрения новых моделей с QD.
ОборудованиеГлавный драйвер потенциальной монетизации 4К — пользовательские устройства. За прошедший год они, безусловно, подешевели. При этом проникновение 4К-устройств увеличилось. Тренд на превращение 4К-телевизоров из роскоши в обыденность отметили еще во время прошлогодней конференции «Телеспутника». Но в 2018 году участники отрасли подтвердили, что 4К-экраны стали привычной реальностью россиян.Россию нельзя назвать лидером с точки зрения проникновения 4К-оборудования. Как отметил в своем докладе главный аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей (Paul Gray), на сегодняшний день существуют три основных рынка сверхвысокой четкости — это Северная Америка, Западная Европа и, как это ни удивительно, Китай. Статистика по Восточной Европе отстает от Западной примерно на два-три года, однако движение рынка во всех регионах наблюдается приблизительно в одну сторону.Пол Грей акцентировал внимание на десятилетнем тренде: цена панелей одной и той же диагонали каждый год падает (вместе со стоимостью их изготовления), при этом средняя диагональ приобретаемых потребителями телевизоров увеличивается на 1 дюйм ежегодно.Кстати, самые большие диагонали покупают китайцы — у них формат 4К приобрел небывалую популярность. Ожидается, что к 2020 году Китай будет производить больше 4К-панелей, чем весь остальной мир. Сейчас на китайском рынке присутствует шесть основных игроков, при этом сам рынок находится на этапе консолидации. Этот процесс еще не завершен, поэтому темпы инноваций огромны. В то же время заметно ускоряющееся падение цен из-за кризиса перепроизводства.Еще один высокотехнологичный рынок — Япония — пока отстает. Здесь основной спрос наблюдается чуть ли не на самые маленькие диагонали телевизоров. Но ожидается, что к 2020 году Япония побьет любые, даже оптимистичные прогнозы в преддверии летних Олимпийских игр в Токио.В целом развитие 4К идет уверенными темпами, но не повторяет историю с HD. Главным отличием текущего перехода с HD на 4K от свершившегося ранее перехода с SD на HD является тот факт, что сегодня аппаратные возможности даже обгоняют контент, в то время как в прошлый раз контент появился раньше. Соответственно, и рынок ведет себя по-другому.КонтентЕсли сравнивать промежуточные итоги развития 4К-контента по регионам, самое большое количество UHD-каналов — в Европе (более 40 в Западной и около 20 в Восточной). Как отметил Пол Грей, объяснить такое количество вещателей можно в том числе присутствием большого количества культур и национальных языков. И этот рынок постоянно развивается.Телеканалов, предлагающих контент в 4К на русском языке, за последний год также стало больше, однако прирост не столь велик. А качественный контент предлагают единичные вещатели.В своих презентациях представители всех телеканалов, среди которых были руководитель отдела продаж ЗАО «Первый ТВЧ» Любовь Василенкова и руководитель группы телеканалов «Наша Сибирь 4К» Катерина Кропотова, акцентировали внимание на премиальности контента. По их мнению, 4К-формат рассчитан только на эксклюзивного зрителя. В целом вещатели ориентируются на возрастную группу 18—45, с ограничениями в зависимости от выбранной тематической направленности. Но главная проблема такого позиционирования в том, что поколение миллениалов уже не смотрит телевизор. Таким образом, производителям контента приходится не просто продвигать новый продукт, а бороться с оттоком аудитории из телевидения в Интернет.У каждого вещателя свои представления относительно того, какая тематика интересна тому самому премиальному зрителю. Сходятся они, пожалуй, в том, что жанры путешествий (природы) и экстрим наиболее интересно смотреть в UHD. Помимо этого, среди целевых тем упоминались мода, геймплей, лайфстайл, электронные виды спорта, концерты и фестивали и т. п. При этом большинство каналов не фокусируются на какой-то отдельной тематике, а «прощупывают рынок», предлагая жанровое разнообразие.Все доклады вещателей на секции упоминали часы уникального контента. Основатель и руководитель Clubbing TV Стефан Швейцер (Stéphane Schweitzer) даже отметил, что у него транслируется контент, недоступный в Интернете или на иных носителях. Модель его телеканала — реклама с помощью коротких роликов в Интернете (тизеров) полноформатных трансляций по ТВ. Однако судя по медленному развитию рынка, потребительского спроса на эту уникальность и премиальность может быть недостаточно. Вероятно, нужен запрос со стороны бизнеса, как, например, в fashion-индустрии. Как отметила в своем докладе директор по маркетингу и развитию бизнеса Fashion TV 4К Мария Лисовска (Maria Lisowska), в этом сегменте интерес к сверхвысокой четкости проявляют сами дизайнеры, желающие представлять свою продукцию на больших экранах.Почти все спикеры обращали внимание, что сама технология съемки и подготовки контента для 4К отличается от тех же процессов в HD и тем более SD. Нужны новые камеры, принципиально новые решения для передачи данных. Отличный пример на эту тему привел Стефан Швейцер. Для съемок и трансляции в режиме реального времени крупного фестиваля были закуплены 4К-камеры. Однако расстояние между камерой, установленной около сцены, и контрольной комнатой составляло почти полкилометра, то есть существующие стандарты беспроводной связи не смогли решить задачу передачи несжатой отснятой информации. В итоге проект потребовал проработки новых технологий передачи по оптике.Таким образом, премиальный контент нельзя получить, просто дав возможность проявить себя талантливым региональным вещателям или блогерам-индивидуалистам с камерами GoPro. Нужно технологическое обновление и развитие кадров.Выступления экспертов показали, что до сих пор каждый канал понимает ультравысокую четкость по-своему. Главное различие, которое можно было заметить, — в частоте кадров. Но в рамках разговора о высокой четкости это не единственное разногласие. Пока нет никакой определенности по HDR. Формально расширенный динамический диапазон не является частью 4К, но позволяет продемонстрировать потенциальному зрителю очевидную разницу в качестве. Генеральный директор компании ARSPRO Антон Артемьев представил решения и услуги по формированию HDR-сигнала. Однако спрос на HDR-сигнал пока не ясен. Очевидно, что устройств с поддержкой увеличенного динамического диапазона на рынке меньше, чем поддерживающих 4К.В ходе обмена личным опытом на секции прозвучало мнение, что распространение 4К-контента в мире упирается не только в съемку, но и в лицензирование. До сих пор правообладатели продают лицензии на трансляции в формате 4К спортивного контента не на всех рынках, а ведь его можно назвать одним из драйверов развития сверхвысокой четкости.8КПорой высказывается мнение, что 4К — промежуточный шаг между HD и 8K. Но пока, как отметил Пол Грей, 8К — это технология будущего, опередившая свое время. Хотя теоретически уже представлены отдельные потребительские устройства, поддерживающие этот формат, а к концу 2018 года их можно будет купить и в России, до массового внедрения еще далеко. Сейчас это, скорее, научный проект.С точки зрения производства панелей 8К — это повышенные запросы к производительности, памяти и другим ресурсам. Возможно, потребуется разработка нового поколения кодеков, которые бы позволили работать с 8К. И на самом деле для внедрения стандарта в жизнь, помимо разработки панелей, надо проапгрейдить всю вещательную инфраструктуру.На сегодняшний день нет контента, который можно было бы смотреть на 8К-экранах. Теоретически контент 8К уже поддерживает YouTube, но даже если задаться целью и найти ролик с таким качеством, встанет вопрос, а готова ли абонентская линия к передаче таких потоков данных. Нет и формата носителя, на котором этот контент можно было бы распространять, пока сети доступа к Интернету не готовы к таким потокам. Активности в направлении разработки этого стандарта никто не проявляет.Так что с прогнозами относительно внедрения 8К рынок осторожен. Пол Грей высказал мнение, что контент в 8К начнет массово появляться лишь в 2025— 2030 годах. И возможно, очередные Олимпийские игры или аналогичное по масштабам спортивное событие будет тому катализатором, особенно если их примет Япония.Кстати, специалист очень четко определил стадию, когда 8К-телевизоры стоит покупать рядовым потребителям, — когда появится локальный контент в этом формате.В целом участники секции дали позитивную оценку состоянию рынка, однако о готовых моделях монетизации 4К-контента не отчитался еще никто — сейчас время экспериментов и изучения спроса.
"Наш идеал - создание современного и динамичного телевидения, привлекающего наиболее широкую аудиторию доступное в любое время, в любом месте и на любом устройстве… Для создания "аутентичного контента UHD" мы перешли на UHD 4K с HDR (широкий динамический диапазон). При этом, TERN подчеркивает высокую важность технологии HDR, особенно для тех производственных компаний, которые пока не работают с этой технологией. В соответствии с высокими стандартами канала должна быть выстроена полная цепочка подготовки. Вместе с нашими партнерами по производству мы узнали, что существует много проблем с HDR. Эта технология может преувеличивать даже самый маленький недостаток изображения, вплоть до микроскопической пылинки на объективе. Устранение этих проблем на этапе производства требует много времени и усилий. Но важно, чтобы эти исправления были сделаны именно на этом этапе, а не позднее."Весь контент для Insight TV снимается в формате RAW не менее чем 10 битными камерами. В компании TERN придают особую важность тому, чтобы UHD канал снимался именно такими камерами с постобработкой в HDR. В связи с этим возникает серьезная трудность при передаче по различным сетям и воспроизведении канала на современных телевизорах и других устройствах, поскольку для обеспечения хорошего качества требуется полоса не менее 25 мбит/сек.С этой трудностью можно справиться, но возникает другая: на рынке в настоящее время существует несколько стандартов HDR, главными из которых являются: HDR10, HDR10+ и Dolby Vision.Все эти три формата:- требуют от телевизора минимального 4K разрешения 3840 x 2160 пикселей.- должны поддерживать HLG (широкую цветовую гамму) не менее ~90% гаммы по стандарту DCI-P3.- требуют, чтобы телевизионные панели и компоненты поддерживали глубину цвета не менее 10 бит.Всё это представляет собой серьезный технологический скачок от обычных телевизоров HD формата.Остановимся на некоторых ключевых особенностях этих стандартов:- Dolby Vision преобразование поддерживает пиковую яркость изображения более 10000 кд/м2. Большинство современных устройств может обеспечить яркость лишь до 1000 кд/м2, а сравнительно небольшое количество – уже 4000 кд/м2.Dolby Vision поддерживает глубину цветности 12 бит и поддерживает стандарт BT.2020 цветового спектра- HDR10 поддерживает пиковую яркость 1000 кд/м2.Стандарты HDR10 и HDR10+ "гарантируют" глубину в 10 бит. HDR10 соответствует стандарту цветового спектра DCI-P3- Стандарт HDR10+ развивает стандарт HDR10 и добавляет в изображение покадровые метаданные, отвечающие за динамическое изменение яркости от кадра к кадру (как в стандарте Dolby Vision), повышает параметр пиковой яркости до 4000 кд/м2. Это означает, что каждая сцена (в некоторых случаях даже отдельный кадр) может иметь свою собственную яркость и уровень черного. И эти параметры могут быть настроены для передачи максимально возможного реалистичного изображения.Вернемся к вопросу передачи канала с высоким средним битрейтом 25 мбит/сек. Как отмечалось выше, это потребует более широкой полосы канала в сравнении с SD и HD-качеством. Если обратиться к передаче UHD канала через спутниковые сети, то, например, на транспондере спутника Express-AMU1 @ 36° East один транспондер используется оператором НТВ+ для передачи трех UHD каналов, оператор Триколор также использует один транспондер для передачи трех каналов, максимум. Для того чтобы разместить три канала на одном транспондере пришлось использовать кодировку H.265 (HEVC) с более высокой компрессией, чем MPEG4 (AVC). Заметим, что при использовании той же компрессии HEVC на другом транспондере этого спутника, оператор Триколор разместил 11 каналов HD качества, на спутнике Express-AT2 @ 140° East оператору Триколор удалось разместить на одном транспондере 30 каналов SD качества, правда с несколько иными параметрами скорости (30000) и FEC (5/6) транспондера.Еще больше проблем с доставкой контента пользователям возникает при передаче этого высокоскоростного канала по наземным сетям. Один из партнеров телекомпании "Первый ТВЧ", компания "Майкроимпульс" успешно справилась с задачей "приземления" канала со спутника на свою платформу. Специалисты компании используют технологию передачи канала через открытый интернет и им удалось доставить таким образом UHD-канал до одного из операторов во Владивостоке. Каких это стоило затрат средств и усилий - предмет отдельного разговора, однако важно, что технологически это возможно.Еще один из партнеров телекомпании "Первый ТВЧ" - "Медиалогистика", решил и более сложную задачу. Компания не только приземлила канал на свою платформу, но также попыталась перекодировать его в формат HLS, так как это было необходимо одному из клиентов дистрибутора - известной OTT-платформе ivi. Работы по синхронизации, находящиеся в заключительной стадии, выявили еще одну проблему, связанную с конечным оборудованием пользователя – телевизором.Далеко не все модели адекватно воспроизводят канал и связано это, предположительно, именно с неодинаковой трактовкой формата HDR разными брендами. Еще одна проблема выявилась при перекодировании в требуемый формат, – для преобразования такого высокоскоростного канала потребовались гораздо более высокие мощности сервера.Следует заметить, поскольку "Медиалогистика" использует оптоволоконные линии связи, проект меньше зависит от высокого битрейта канала при транспортировке, а это положительно сказывается и на надежности передачи канала, и на стоимости доставки.Еще одному партнеру "Первого ТВЧ" - компании 1CDN, также удалось приземлить канал на свою платформу и перекодировать его в требуемый формат. Компания использует технологию доставки через открытый интернет. Как показал опыт, специалисты 1CDN успешно справлялись с передачей каналов SD и HD качества в Израиль и Казахстан. Причем, при выполнении требований по необходимой гарантированной полосе интернета, вещание каналов оставалось достаточно устойчивым.Не все еще гладко, но совершенно очевидно, что наряду со спутниковым способом передачи UHD-канала оформилась и набирает популярность наземная передача. Пока это затратное мероприятие, с точки зрения используемого оборудования, задействованных мощностей и используемой полосы частот.Сказывается и недостаток знаний профессионального сообщества, а также конечных потребителей. Многообразие коммерческих названий, профессиональных терминов и сокращений, присутствующих в описаниях устройств еще более запутывает картину.Временами абонент, прельстившись на красивую картинку в магазине и послушав талантливого продавца, покупает последнюю модель телевизора "супер-пупер-ультрафул". А подключив его дома, обнаруживает, что картинка осталась в лучшем случае прежней, а то и стала еще хуже, поскольку вылезли все дефекты изображения, которые ранее были незаметны.Зритель начинает искать канал с качественным контентом и чаще всего не находит, поскольку пока немногие операторы поддерживают новый тренд в телесмотрении, включая в свои пакеты UHD-каналы.Вы спросите, чем поможет эта статья профессиональному сообществу в принятии решения о необходимости ретрансляции UHD-канала? Каждый из операторов руководствуется собственными возможностями и потребностями. Кому-то UHD-канал нужен только для имиджа, кто-то имеет достаточно платежеспособную аудиторию, чтобы получать коммерческий эффект, кто-то решает конкурентные задачи.Мы надеемся на то, что статья заинтересует профессионалов рынка, и они захотят поближе познакомиться с телеканалом Insight TV, уже зная о том, с какими трудностями можно столкнуться, но и понимая, что все они решаемы. Insight TV - один из лучших по качеству картинки каналов из предлагаемых в настоящий момент на российском рынке, но и один из наиболее сложно технологически реализованных. Если это новое качество не удается сразу оценить, то стоит понять, верно ли выбрано конечное оборудование. Выбрать источник приема (спутник, оптоволокно, интернет), точнее оценить затраты и возможные преференции.
При клике картинка откроется в разрешении 8KВам знакомо это ощущение, когда в темном зале с замиранием сердца ждешь первых кадров, на экране появляется изображение, и каждый из присутствующих делает вдох? Когда поражает не то, что происходит в кадре, а ощущение абсолютного присутствия, которое сложно передать? Словно ребенок, ты открываешь рот, и, забывая обо всем (о 33 млн. пикселей на экране, об HDR, об используемой звуковой системе), не можешь оторвать взгляд от экрана.Впервые с 8K я познакомился в 2017 году на выставке NAB Show в Лас-Вегасе. Наши коллеги из Японской государственной вещательной корпорации NHK умеют эффектно представить свои разработки: они построили в одном из павильонов выставки закрытый кинотеатр для трансляции в этом уникальном формате.8K – это только разрешение?С технической точки зрения 8K – это разрешение 7680×4320 пикселей, которое в 80 раз превосходит разрешение SD картинки в системе PAL. Такое разрешение позволяет обеспечить сверхвысокую детализацию изображения. Но с какого расстояния такую детализацию сможет увидеть человеческий глаз, а нам будет комфортно воспринимать картинку? Если сравнить, например, HD и SD, все преимущества детализации HD-изображения по сравнению с SD, просматриваемого на панели с диагональю 40 дюймов (чуть больше 1 метра), из-за физиологических возможностей человеческого глаза будут видны только на расстоянии менее двух метров. Аналогичную детализацию на таком же расстоянии от зрителя разрешение 8K обеспечит на экране диагональю 160 дюймов (более 4 метров). Если когда-нибудь у вас дома будет возможность расположить 8K-панель с диагональю 4 метра, смотрите на нее с расстояния не более 2 метров, и ваши ощущения можно будет сравнить только с IMAX.Как достигается вау-эффект?Применение технологии HDR (High Dynamic Rate – расширенный динамический диапазон) позволяет передать зрителю более широкую цветовую гамму за счет увеличения количества оттенков, как светлых, так и темных тонов. По сравнению с обычным телевидением, HDR на 2-3 порядка увеличивает видимый динамический диапазон яркости и цветовой гаммы, и приближает его к диапазону, который видит человеческий глаз. Именно поэтому зритель воспринимает картинку живой и реалистичной.Ну а когда тебя достигают звуковые волны 22.2-канальной аудиосистемы объемного звучания с динамиками, расположенными на трех уровнях, ты просто-напросто оборачиваешься, потому что уверен, что находишься именно в том месте, которое видишь на экране. Даже зная все технические подробности организации 8K-трансляции, впервые увидев ее, немеешь от восторга. А придя в себя, очень хочешь поделиться этим с миром. Да что там поделиться, в тебе загорается желание сделать подобное своими руками. Так мы и решились.Собственная среда 8K. Как это былоОсенью 2018 года "Орион" принял решение организовать первую в России экспериментальную передачу контента в формате 8K через спутник. В связи с тем, что в России, как и в целом в мире, к распространению 8K пока не готово ни технологическое, ни абонентское оборудование, о создании потребительского решения на данном этапе речи не было. Целью проекта для нас стало испытать и оценить возможности спутникового оператора при передаче сигнала 8K, и обсудить демонстрируемый результат с профессионалами отрасли. Из этих соображений для организации первой трансляции была выбрана главная отраслевая выставка года – CSTB Telecom&Media.Реализация проекта поставила перед нами много амбициозных задач: найти 8K-контент, обеспечить кодирование сигнала, его подъем на спутник (uplink), арендовать необходимый спутниковый ресурс. Но обо всем по порядку.Контент 8K мы искали по всему миру – от японской NHK до, например, NASA, потому что именно они в конце 2018 года работали с камерой RED The Helium 8K в космосе, на Международной космической станции.Поиски показали, что найти готовый контент сложнее, чем снять самим. Поэтому, арендовав 8K-камеру RED, такую же, как NASA отправляли в космос, мы привлекли молодых российских клипмейкеров для съемки специального ролика под названием "Мы работаем, чтобы вас увидели".С нашим постоянным партнером Intelsat Ltd. мы договорились о предоставлении под этот проект одного транспондера с полосой 36 МГц на космическом аппарате Intelsat 15.Изначально предполагалось, что трансляция изображения будет осуществляться на профессиональный экран (использование бытового телевизора, даже поддерживающего формат 8K, на первом этапе не рассматривали). Чтобы зрители могли оценить все преимущества изображения в рамках выставочного пространства, нужен был экран с диагональю 10-12 метров. Но с его поиском возникли трудности: на первый в мире серийный true 8K проектор от компании Digital Projection предзаказ можно было сделать лишь в конце 2018 года. А бесшовные панели, имевшиеся на тот момент в России, с учётом размера пикселя, позволяли собрать конструкцию существенно большего размера. Выручили наши партнеры из Samsung, предоставившие для трансляции свой первый бытовой телевизор 8K, который, кстати, уже поступил в продажу.Главная же сложность была связана с организацией тракта передачи и приема сигнала. Сегодня по всему миру продолжается поиск лучших методик передачи сигналов 8K, как между отдельными компонентами операторских сетей, так и до конечных устройств. Производители оборудования пытаются адаптировать существующие интерфейсы под новые задачи, но сигналы 8K имеют массу нюансов, порой исключающих их стабильную совместную работу. Мы воспользовались теми вариантами оборудования, которые показали свою работоспособность, однако поняли, что оптимального решения пока не найдено.Что получилось?Несмотря на все сложности, с 29 по 31 января, в рамках CSTB, "Орион" реализовал экспериментальный проект "Собственная среда 8K". Он позволил нам оценить весь комплекс задач, который встает перед спутниковым оператором при передаче сигнала и трансляции контента в формате 8K, а также фактическую степень готовности компонентов экосистемы для передачи такого контента на сегодняшний день, что называется "от стекла до стекла".В результате мы поняли, что спутниковый тракт – это достаточно комфортная среда для передачи контента в формате 8K. При этом производители оборудования активно работают над новыми техническими решениям для передачи и воспроизведения контента в этом формате, но готовые сэмплы на рынке только начинают появляться. Смотреть в формате 8K на сегодняшний день практически нечего. На рынке всего несколько образцов серийных камер, а для работы с отснятым контентом требуются большие вычислительные мощности. Тем не менее, большинство наших коллег положительно оценили наш опыт. Все понимают, что 8K пока является скорее гостем выставочных павильонов.Будущее 8KС декабря 2018 года NHK уже осуществляет ежедневную спутниковую 8K-трансляцию. Также в Японии тестируется передача 8K контента в сетях мобильной связи пятого поколения, которые позволят обеспечить необходимую пропускную способность до абонента. Запуск сетей 5G в России запланирован на 2022 год.Полагаю, что катализатором развития 8K в ближайшие несколько лет станут Олимпийские игры 2020 в Токио, ведь зрителям по всему миру трансляция такого масштабного события впервые в истории будет доступна в формате 8K.Аналитики уже прогнозируют, что в 2020 году рынок 8K телевизоров достигнет 2 млн. штук. И если мы говорим о домашнем просмотре в сегменте premium, то это не так уж и мало. Небезызвестная компания Rolls-Royce продала за 2018 год всего-то 4107 автомобилей. А ощущения от просмотра 8K у себя дома поистине будут сравнимы только с поездкой на заднем сидении такого автомобиля.